Полноценная клубная система обычно используется эксклюзивными частными клубами, оказывающими услуги в премиальном сегменте рынка. Важным параметром при ее выборе является то количество членов, на которое рассчитан клуб. Если это более 200 человек, то данная клубная политика вполне реализуема. Предполагается, что действительные члены клуба приглашают вступить тех, с кем им приятно проводить свое время. В следующей главе мы коснемся того, как активизировать появление новых членов в подобных сообществах. Типичная процедура по вступлению в подобный частный клуб может выглядеть следующим образом:
действительный член клуба, состоящий в нем не менее 1 года, высылает рекомендательное письмо комитету по членству;
после получения письма член клуба, осуществляющий патронаж кандидата, кандидат и его супруга приглашаются комитетом на интервью;
после интервью члену клуба, осуществляющему патронаж, предоставляется «анкета для поручителя» и анкета для заполнения кандидатом, которые должны быть возвращены в комитет по членству;
в течение 30 дней имя кандидата представляется основным членам клуба (например, на информационном стенде);
после завершения встречи члены комитета дают свои рекомендации правлению по одобрению/неодобрению кандидатуры;
кандидат, получивший одобрение комитета по членству, будет информирован в течение 2 или 3 дней после встречи комитета по членству.
Данная процедура может быть как упрощенной, так и наоборот – длительной и сложной. Например, количество поручителей в самых известных клубах – не менее 2, а то и 3 действительных членов клуба. Только так закрытый частный клуб может гарантировать, что его членами являются люди одного круга, схожего мировоззрения и положительной репутации. Спецификой российских клубов часто является то, что топ-менеджмент опасается вводить закрытую клубную систему, при которой часть потенциальных клиентов оказывается неохваченной. При формировании структуры управления необходимо ориентироваться на организационно-правовую форму, которую имеет (или будет иметь) клуб.
Общественное объединение
Клуб, принадлежащий его членам. В западной практике члены клуба могут быть также держателями его акций.
1. Президент клуба – один из самых уважаемых и влиятельных в клубном сообществе членов, непререкаемый авторитет и лидер. Принимает стратегические решения; утверждает наиболее важные вопросы и председательствует на всех заседаниях общих собраний. Обычно избирается правлением.
2. Правление (управляющий совет) клуба. Формирование правления – один из залогов успеха внедрения клубной системы в целом. В одних клубах правление является принимающей решения структурой, в других – скорее совещательным органом. Правление может быть выбрано как управляющей компанией (владельцем), так и самим клубным сообществом. Однако для всех клубов характерно то, что правление должно представлять все группы интересов внутриклубного сообщества, быть разнородным и формироваться из известных – по крайней мере в региональном масштабе – членов клуба: в бизнесе, политике, искусстве. Несомненно, это должны быть и достаточно активные люди, заинтересованные в том, чтобы их клуб развивался. Правление формирует образ клуба как у его действительных, так и у будущих членов.
Ежегодные встречи членов всей управленческой структуры клубного сообщества под руководством правления проводятся ежегодно (реже – 2 раза в год). Но важнейшей ролью правления, на которую необходимо обратить внимание тем, кто только приступает к созданию клуба, – это формирование первоначального реестра кандидатов. Правление выступает в качестве поручителей этих кандидатов (впрочем, не прекращая и в дальнейшем подобную работу). Успех клубной системы непосредственно связан с «качеством» составленного первоначального реестра. Помимо этого, правление координирует все аспекты клубной политики – от категорий членства до правил пользования инфраструктурой, так чтобы это максимально отвечало пожеланиям его членов. Иногда для определения состава первого правления создается специальный «управляющий комитет», состоящий из тех, кто лично хорошо знает лидеров, которые могли бы стать членами правления формирующегося клуба. Члены этого комитета могут быть и первыми членами клуба.
3. Администрация клуба. Помимо президента, в клубе могут быть также избранные из числа членов казначей и секретарь, а также нанятые специалисты – управляющий и директор по членству. Остальные должности зависят от типа клуба и его величины.
4. Клубные комитеты. Состоят из членов клуба, ответственных за какую-либо сферу развития. Наличие подобных комитетов (иногда их также называют комиссиями), с одной стороны, говорит о развитости клуба, наличии большого количества членов, а с другой – они являются ярким доказательством тому, что участники ощущают эмоциональную связь со своим клубом; чувствуют себя частью сообщества. Конечно, тот факт, что член клуба может и должен влиять на политику частного клуба, пока достаточно сложен для нашего восприятия. Это можно увидеть, сравнив отношение к членству у россиян и «экспатриантов» (иностранных граждан, работающих в России), которые всегда готовы помогать клубу, в котором состоят, привлекая новых участников, рекомендуя его своим партнерам и коллегам. Тем не менее при создании клубных комитетов необходимо принимать во внимание и личностные, психологические характеристики потенциальных участников данных внутриклубных образований. Любопытно яркое, образное высказывание организаторов системы Rotary Club на эту тему.
Мука – ответственные, но безынициативные члены клуба, которые готовы работать по конкретному заданию. Для их эффективного использования необходима идея и другие члены клуба, в компании с которыми они проявляют себя с лучшей стороны.
Вода – эти ротарианцы внешне активны, но как только доходит до конкретного дела, они утекают сквозь пальцы. Чтобы привлечь их к работе, необходимо связать их мерой ответственности, то есть закрепить за ними ответственных людей – муку.
Начинка – ротарианцы, которые брызжут идеями. Просто фонтан идей. В работе с ними необходимо быть очень внимательными, тщательно пропуская через себя все их фантазии. Эти члены клуба быстро забывают о своих идеях. Задача повара – сепарировать идеи. Пропускать пустое, сохранять и накапливать полезное.
Дрожжи – наиболее ценная часть клуба. Эти люди готовы и умеют продвигать идеи, объединяя вокруг себя воду, связанную с «ответственной» мукой. Понятно, что для выпечки хорошего пирога необходимы все ингредиенты. И задача кулинара состоит в следующем:
1) определиться с начинкой;
2) замесить тесто, то есть правильно соединить муку с водой;
3) добавить дрожжи;
4) контролировать время приготовления.
Несмотря на то что количество подобных комитетов может варьироваться от 1 (самого главного – комитета по членству) до 20 и более (!), мы приведем описание нескольких наиболее важных комитетов для планомерного развития подобных общественных объединений. Обычно количество членов клуба, принимающих участие в работе каждого из комитетов, не менее 5–8 человек.
Комитет по членству на своих встречах, которые в крупных клубных сообществах проводятся ежемесячно (повестка готовится главой комитета; встреча длится обычно не более часа; тематика включает обсуждение изменений в составе клуба, существующие маркетинговые программы в этой области и постановку задач на ближайший месяц), выносит свою рекомендацию правлению клуба относительно принятия или отклонения кандидатур в члены клуба (учитывая, прежде всего, отсутствие негативной репутации в деловом или каком-либо ином сообществе); представители комитета принимают участие в знакомстве потенциальных членов с инфраструктурой клуба, но прежде всего занимаются активизацией участия существующих членов клуба в программе привлечения новых кандидатов. Комитет обычно избирается правлением. Члены клуба, входящие в комитет, должны активно участвовать в клубной жизни, обладать репутацией и влиянием в сообществе и, конечно, иметь время для участия в его деятельности (впрочем, как и участники всех остальных комитетов).
Финансовый комитет обычно возглавляет казначей клуба. В его задачи входит определение успешной финансовой политики, включающей согласование членских взносов и запланированных показателей доходов от пользования клубной инфраструктурой с расходами; планирование (совместно с управляющим клуба) и представление ежегодного бюджета правлению; анализ финансовых показателей общественного объединения; для аудита финансовых документов обычно приглашается сторонняя аудиторская компания.
Комитет стратегического планирования. Основная задача – создание плана развития на 3–5 лет, согласующегося с миссией клуба, учитывающего развитие инфраструктуры клуба, и планирование связанных с этим расходов, которые могут быть покрыты в том числе за счет целевых взносов на тот или иной проект.
Комитет по гольфу (теннису, яхтенным гонкам и др.). Данный комитет связан с развитием тех или иных видов активного отдыха, представляемых клубом; занимается созданием ежегодного календаря соревнований; устанавливает правила состязаний; иногда непосредственно участвует в организации их проведения.
Комитет светских мероприятий. Планирование и организация светских мероприятий клуба – главная задача данного комитета. Также в обязанности его членов входит и планирование связанных с этим расходов; мониторинг отношения членов клуба к устраиваемым мероприятиям, с тем чтобы они максимально соответствовали их пожеланиям.
Комитет управления клубным домом и иной инфраструктурой. Клубный дом – важнейшая часть инфраструктуры клуба. Мониторинг пользования клабхаусом, планирование бюджета для поддержания инфраструктуры клубного дома (в том числе ресторана) в рабочем состоянии входят в задачи данного комитета. На ежегодных встречах членов клубного сообщества, имеющих право голоса, обсуждаются ежегодные отчеты президента и казначея клуба, а также всех комитетов; иногда утверждаются кандидаты в члены клуба.
Наличие подобной управленческой структуры характерно для тысяч современных западных клубов, как загородных (активный отдых), так и городских. У создателей клубного сообщества в России может появиться очевидный вопрос: как инициировать этот процесс, как вовлечь членов клуба в более активное участие в жизни заведения, запустить механизм формирования хотя бы упро щенной системы управления, в которой будет принимать участие не только персонал, но и члены клуба?
1. Если вы формируете систему в эксклюзивном клубе, рассчитанном на аудиторию с высокими доходами, стоит внедрять политику членства только по приглашению/рекомендации. Клуб, в который пускают не всех, вызывает интерес и желание туда попасть, особенно среди людей одного круга.
2. Открытая информация о правлении должна быть представлена в буклете, который выдается потенциальным членам клуба. Это также произведет впечатление на тех, кому важно быть в «правильном» сообществе.
3. Сформируйте комитет по членству, который будет заниматься персональной работой с кандидатами в члены клуба совместно с директором.
4. Если клуб выпускает собственный информационный бюллетень, обязательно рассказывайте о тех, кто вступил в клуб, и о тех, кто выступил их поручителями. Члены клуба должны быть в курсе, кто к ним присоединился.
5. При формировании календаря клубных мероприятий запланируйте несколько таких, на которых новые члены клуба могли бы познакомиться с остальными.
6. Исходя из интересов членов клуба, сформируйте «сообщества внутри клуба» – ценителей вина, искусств, любителей шахмат, дамский клуб и др.
Коммерческая организация (клуб, принадлежащий инвестору)
Данный вид клубов, конечно же, имеет свою специфику, которая заключается в том, что управленческая структура, состоящая из членов клуба и подробно описанная выше, в данном случае носит рекомендательный характер. Цель ее создания – обеспечить понимание со стороны менеджмента и (или) владельцев клуба того, что на самом деле необходимо членам клубного сообщества.
1. Инвестор (владелец клуба). Один из владельцев может являться и президентом клуба. С другой стороны, применяется и подход клуба – общественного объединения, в котором президент может быть выбран из правления клуба. Управляющий подотчетен инвестору, который ставит перед ним конкретные задачи.
2. Управляющий клубом, директор по членству и наемный персонал. Осуществляют управление клубом в тесном сотрудничестве с членами.
3. Правление (управляющий совет) клуба. Ес ли оно образовано (в случае коммерческой организации – далеко не всегда), правление выносит только рекомендации менеджменту по поводу того, что нужно сделать, чтобы добиться соответствия пожеланиям членов клуба.
4. Клубные комитеты. Основной их задачей является организация клубной жизни, соответствующей ожиданиям членов клуба. Остальные решения также обычно носят рекомендательный характер. Можно выделить следующие комитеты, типичные для клубов, принадлежащих стороннему инвестору: комитет по членству, спортивный комитет, деловых мероприятий, светских мероприятий, комитет по ресторанному обслуживанию.
|