Неформальные группы |
19.11.12 13:03 |
Наряду с формальными в организации возникают и действуют неформальные группы. Они создаются самими членами организации. Люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В них существует определенное распределение ролей и определен статус каждого входящего в группу. В неформальной группе, как правило, выделяется явно или неявно выраженный лидер. Основные различия формальных и неформальных групп представлены в таблице 5.3.1. Таблица 5.3.1 Различия между формальной и неформальной группой Неформальная группа может проявляться в двух разновидностях. В первой из них неформализованные служебные отношения несут функциональное содержание и существуют параллельно с формальной организацией, дополняя ее. Примером может служить система деловых связей между работниками, сложившаяся стихийно в дополнение к существующей структуре управления (в этом случае говорят о неформальной структуре управления). Во втором случае межличностные связи возникают в силу взаимного притяжения, симпатий, общих взглядов на жизнь, привычек, увлечений и т. п., вне связи с функциональной необходимостью. Это могут быть товарищеские отношения, клубы по интересам и т. п. Как правило, руководители отрицательно относятся к существованию неформальных групп, считают их результатом неэффективного управления и не видят их потенциальные достоинства. Являясь членом определенной неформальной группы, сотрудник работает в рамках организации. Преданность группе может перерасти в преданность организации, которая проявится в результатах деятельности сотрудника на благо организации. Руководители должны понимать, что вне зависимости от их воли неформальные группы существуют, с ними бесполезно бороться, с ними нужно считаться, искать способы эффективного взаимодействия, использовать их сильные стороны для достижения целей организации. Рекомендации менеджеру Потенциальные достоинства неформальной группы Делает более эффективной организацию в целом. Облегчает управленческую нагрузку на менеджмент. Помогает заполнить пробелы в возможностях менеджера. Улучшает коммуникации. Служит «клапаном» для эмоций работников, способствует уменьшению стрессов. Способствует повышению удовлетворенности трудом и стабильности рабочих групп. Побуждает менеджеров к более тщательному, взвешенному и гибкому планированию. Способствует сотрудничеству и кооперации Возможные проблемы, связанные с деятельностью неформальной группы Способствует появлению нежелательных слухов. Создает благоприятную атмосферу для формирования нежелательных установок. Затрудняет осуществление перемен, закрепляет укоренившиеся стереотипы. Может инициировать конфликты: – ролевые; – между индивидами; – между группами; – между индивидом и группой. Негативно воздействует на поведение и самооценку некоторых работников. Может ослаблять мотивацию и удовлетворенность трудом. Рекомендации по взаимодействию с неформальными группами Признайте их существование и нацельтесь на работу с ними. Определите принятые в них установки и нормы поведения. Прежде чем предпринять какие-либо действия, оцените возможные последствия, в первую очередь отрицательные. Привлекайте их к участию в процессе обсуждения и принятия решений. Выслушивайте мнение членов и лидеров неформальных групп. Создавайте такую рабочую атмосферу, где конструктивная критика помогает делу, совместно анализируйте острые проблемные ситуации, дайте возможность высказаться всем; спокойно, без эмоций выслушайте различные точки зрения. Старайтесь как можно быстрее выдввать необходимую достоверную информацию. Избегайте ненужных угроз в отношении членов и лидеров неформальных групп, не сводите с ними личных счетов. Не стремитесь разрушать неформальную группу. Всегда помните: на месте разрушеной обязательно появится новая группа, и ее отношение к официальному руководству будет заведомо отрицательным. |