Научный подход к тусовке: стадии развития группы, мотивация участников |
10.10.12 18:19 |
Подход, который приводится в этой книге, поможет вам определить уровень развития того или иного сообщества, а также оценить, сочетаются ли ваши потребности с потребностями тусовки. На мой взгляд, это и есть ответ на вопрос: «Зачем мне профсообщество?» На некоторых этапах развития коллектива потребности группы и ваши могут разойтись, а это приводит к конфликту интересов. Чтобы об этом знать и вовремя предотвратить конфликт, вы можете воспользоваться приведенной ниже информацией.
Благодаря влиянию мотиваций один человек тратит огромное количество времени и сил на самоутверждение, а другой – на личное самосохранение. Часть ученых считает, что мотивации располагаются в иерархической значимости. Раскрыл иерархию индивидуальных и групповых мотивов психолог гуманистического направления Абрахам Маслоу.[1] По его теории, самыми сильными являются первичные мотивации, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (чувство голода, жажда, потребность в дыхании, в физическом развитии, сохранении жизни). Эти мотивации располагаются в основании пирамиды иерархии мотивов на нижнем уровне (). Далее идет потребность в самосохранении, в защите от риска, гарантии удовлетворения физиологических потребностей. Затем идет блок вторичных мотиваций. Социальные потребности – потребности в общении, в дружбе. Выше находится уровень эгоистических потребностей, таких как потребность испытывать гордость, быть престижным, иметь определенный статус или самоуважение, уверенность в себе, чувство свободы. Последний уровень в пирамиде связан с удовлетворением потребности самореализации, творчества. Пирамида Маслоу построена по следующему принципу: наиболее мощные потребности, которые оказывают самое сильное влияние на действия человека, находятся в ее основании. Иерархия мотиваций по Маслоу Например, если человеку не хватает воздуха, то он готов рисковать жизнью, чтобы ее сохранить. И тем более в этот момент его не волнуют мотивации, связанные с общением. Но по мере удовлетворения очередной потребности на первый план по значимости выходит следующая. На формирование потребностей и движущих мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится. Для возникновения последующей потребности достаточно хотя бы частично удовлетворить предыдущую.
Мотивации можно разделить на два блока: индивидуальные и групповые. Если рассматривать групповые мотивы, то данная иерархия показывает, что именно способствует объединению людей в группы (специалистов в профсообщества, объединения и ассоциации). На нижнем уровне мотивы для объединения и привлечения людей в группу наиболее просты, но в то же время связи, удерживающие людей в них, являются и наиболее слабыми. Очень распространена, особенно среди молодежи, потребность расширения круга об щения. Попадая в какое-либо общество, юноша или девушка, желая удержаться в группе, начинают руководствоваться мотивами, характерными для данного сообщества. Таблица 2. Сопоставление мотивов, определяющих групповые и индивидуальные потребности На этапе удовлетворения индивидуальных потребностей человек стремится объединяться в группы. Но вы видите из приведенных в табл. 2 сведений, в чем заключаются различия групповых и индивидуальных потребностей. Таким образом, маловероятно, что человек, имеющий потребность в самореализации, окажется в слабой группе, где людей объединяет только хобби или они просто соседи. В моей жизни произошла именно такая ситуация. С детства я был в тусовке друзей по школе, благо находилась она через дорогу от дома, и тех, кто жил рядом, так как мы постоянно играли в футбол на школьном дворе. Потом это переросло в тусовки с теми же людьми в клубах и других увеселительных заведениях. Постепенно я начал понимать, что общение с одними и теми же людьми меня никуда не продвигает в жизни. Мы давно друг друга знали, каждый рос как мог, личностно и профессионально. Тогда я решил просто попробовать отказаться от общения с некоторыми знакомыми. Как ни странно, это принесло массу удовольствия, потому что появилось ощущение, что я никому ничего не должен. Мне не нужно никого веселить, выслушивать о чьих-то проблемах, сидеть в прокуренных кафешках и клубах, а самое главное, что у меня появилось много времени на самого себя, на свое развитие и приобретение нового жизненного опыта и на знакомства с продуктивными людьми. Мое окружение, так же как и общение каждого из нас, сильно влияет на выбор жизненного пути, тем более когда система ценностей еще не сформирована. Поэтому часто можно видеть, как люди поступают в вузы за компанию, тусуются за компанию, и даже возникает такое ощущение, что они и живут за компанию. Я вовремя оценил свои возможности и возможности своих знакомых. Ни в коем случае не хочу их обидеть, только по жизни у нас разная мотивация и разные потребности. Для меня важны самореализация, творчество, развитие, поэтому мне необходимо окружение таких же людей, ведь вместе с ними я могу сам достигнуть намного большего и могу помочь достигнуть целей своим коллегам. Выбирать свое окружение – дело серьезное, и подходить к нему нужно с умом. На рисунке 2 приведен алгоритм одного из возможных инструментов оценки, нужен ли тебе человек или же, наоборот, бесполезен. Приведу несколько примеров того, как можно пользоваться приведенным алгоритмом. Алгоритм выявления пользы от общения Допустим, у меня есть три друга: друг № 1 Иванов – знакомый по школе, сосед; друг № 2 Петров – одногруппник в вузе; друг № 3 Соколова – знакомая по бассейну. Теперь проанализируем, что мне дает общение с каждым из них. Иванов – знакомый по школе, сосед. 1. Цель общения – привычка, обмен информацией об общих знакомых. 2. Что делаю – звоню по телефону раз в неделю; встречаюсь один-два раза в неделю; слушаю о проблемах и успехах общих знакомых, а заодно и о его проблемах. 3. Что получаю – информацию об общих знакомых, причем в основном о проблемах и трудностях, что начинает надоедать; жалобы на личную жизнь, начальников и т. д.; воспоминания о том, как когда-то было интересно собираться всем вместе. 4. Что не делаю – не интересуюсь его личностным и профессиональным развитием; не хожу с ним в кафе и клубы; не даю советов о том, как ему следует решать свои проблемы. 5. Что получаю – не напрягаю свою голову лишними проблемами; освобождаю время для общения с другими или саморазвития; вызываю положительные эмоции тем, что не учу его жизни.
Петров – одногруппник в вузе. 1. Цель общения – помощь в написании курсовой работы, обмен мнениями о перспективах профессиональной деятельности. 2. Что делаю – сижу с ним рядом на лекциях и семинарах; интересуюсь его мнением о том, как он собирается строить свою деловую карьеру; помогаю ему в общении с группой; прошу помочь мне собрать материал для написания курсовой. 3. Что получаю – интересного собеседника; экономию времени на сбор материала для курсовой работы; удовлетворение от обмена мнениями с человеком, для которого интересна его профессиональная деятельность; гордость за то, что могу оказать помощь знакомому наладить коммуникацию в коллективе. 4. Что не делаю – не часто встречаюсь с ним после учебы для общения; не критикую его; не часто делюсь с ним своими мнениями. 5. Что получаю – довольно поверхностное знакомство с ним; положительные эмоции во время общения; невозможность перехода знакомства в дружбу.
Соколова – знакомая по бассейну. 1. Цель общения – понравиться ей, завязать отношения. 2. Что делаю – хожу в бассейн в одно время с ней; угощаю ее фруктами; рассказываю смешные истории и уделяю массу внимания; провожаю до метро после занятий и несу ее вещи. 3. Что получаю – общение с очень приятной и общительной девушкой; ее позитивное расположение ко мне; ощущение нужности; возможность завязать отношения. 4. Что не делаю – не признаюсь ей в своих чувствах; не встречаюсь с ней помимо бассейна; не задаю вопросов о ее личной жизни. 5. Что получаю – переживания, так как не знаю, нравлюсь я ей или нет; немного времени для общения; не знаю о том, есть ли у нее с кем-то отношения.
Это примерный способ для оценки необходимости присутствия в твоей жизни тех или иных друзей или знакомых. Проделав такую процедуру несколько раз письменно, ты выработаешь алгоритм понимания того, нужен тебе этот человек или нет. |